НЕКОГДА ЧИТАТЬ? СОХРАНИ СЕБЕ:
 

 

Представь: тебе предстоит поход на концерт классической (вернее — академической) музыки, а ты — ну совсем неподготовленный слушатель. Скрипач Роман Минц объясняет, как настроить себя на серьезное искусство.

Как научиться слушать классическую музыку и не скучать: 5 шагов

Как научиться слушать классическую музыку и не скучать: 5 шагов

Эксперт

Роман Минц, скрипач, преподаватель, лауреат международных музыкальных премий, художественный руководитель фестиваля «Возвращение»

1. Не жди потехи

Важно более или менее понимать, зачем идешь на концерт. Просто развлечься? Не вариант. Ты же не возьмешься читать большой серьезный роман только смеху ради или чтобы развеяться? Вот и тут то же самое. Имеет смысл идти в концертный зал не чтобы отключиться, а наоборот, чтобы попытаться подключиться к чему-то серьезному. В этой ситуации желание почувствовать (или понять — как угодно) музыку — самое главное.

2. Приоткрой теорию

Важно подготовиться. Не то чтобы это было обязательно, можешь положиться на эмоции и чистое восприятие происходящего. Но чтобы было проще «включиться» в произведение, лучше предварительно покопаться в интернете, почитать что-то музыковедческое о тех вещах, которые предстоит услышать. Любое произведение устроено по каким-то законам, имеет некую форму — в итоге получается не просто набор музыкальных тем, а череда фрагментов, которые выстраиваются в определенную схему, и ее даже начертить можно. Cопоставь прочитанное с тем, что услышишь.

3. Окунись в историю

Музыковедческие выкладки кажутся дремучим лесом? Тогда прочитай, в каком историческом контексте создавалось произведение. Так, если Дмитрий Шостакович написал симфонию в блокадном Ленинграде, это, конечно, имеет большое значение для ее понимания. С другими композиторами такой трюк тоже может сработать.

4. Соучаствуй, а не наблюдай

С точки зрения профессионального музыканта, концерт — это не просто «одни исполняют, другие слушают». Любое музыкальное произведение существует, только когда звучит, так что тебе выдался уникальный шанс стать свидетелем события. Музыка создается здесь и сейчас, не просто на глазах публики, а при ее непосредственном участии. Авторы произведения — не только сам композитор, но в равной степени и исполнитель, и слушатель. Какой музыку услышит этот слушатель — такой она и будет. Важна не только степень подготовленности, но и желание соучастия.

5. Понравилось?

Есть музыка, которая не оставляет равнодушным никого, кто хочет к ней приобщиться, — например, Бах, Брамс, Чайковский. И если твое первое знакомство с классикой прошло успешно и ты хочешь продолжения, как можно больше слушай и выбирай то, что нравится лично тебе. Пугает симфоническая музыка? Прислушайся к камерной. Старинные произведения навевают скуку? Попробуй современных композиторов. Смысл в том, что никто не скажет тебе: это хорошо, а это плохо. Решаешь ты сам.

Сет от шефа

Пять разных произведений академической музыки, которые Роман Минц советует новичку попробовать на вкус.

  1. Иоганнес Брамс, Трио до минор
  2. Фредерик Шопен, Ноктюрн до минор
  3. Иоганн Себастьян Бах, Jesu bleibet meine freude
  4. Альфред Шнитке, Concerto grosso no.1
  5. Король Генрих VIII, баллада «Зеленые рукава» («Green sleeves»)

Источник

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here